Почему возникают нарушения речи?
Причинами нарушения речи могут быть различные факторы или их сочетания:
- Трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе);
- Сниженный физиологический слух;
- Повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке;
- Дефекты в строении речевых органов - губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе "волчьей пастью", или неправильный прикус;
- Ребенок не нашел нужную позицию языка, для «чистого» звука;
- Задержка речевого развития из-за задержки психического развития;
- Неблагоприятное речевое окружение (взрослые или дети, окружающие ребенка имеют дефекты речи, либо неразборчивую речь);
- Нарушения иннервации языка, щек, губ, повышенный или пониженный тонус мышц лица и артикуляционного аппарата;
- Несформированы фонемематические процессы. Ребенок путает на слух звуки, заменяет один звук другим, меняет звуки в словах местами, не может определить первый, последний звуки, последовательность звуков и слогов в словах;
- Также одним из факторов может быть наследственность;
- Снижение уровня интеллектуального развития;
- Педагогическая запущенность (недостаточно уделялось время на воспитание и обучение ребенка).
Некоторые нарушения речи исчезают с возрастом, часть из них может быть устранена при незначительной помощи дефектолога в работе с родителями. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в обязательной длительной помощи логопеда индивидуально или в речевых логопедических группах. При этом, чем раньше Вы обратились за помощью к дефектологу, тем успешнее будет проведена коррекционная работа
Основные задачи учителя- дефектолога в детском саду: выявление детей с нарушениями в развитии речи, коррекция этих нарушений и профилактика возникновения нарушений.
Основные формы работы учителя- дефектолога: подгрупповые и индивидуальные занятия.
В практической деятельности учителя-дефектолога преобладают индивидуальные занятия, так как они позволяют максимально учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, увидеть специфические отклонения в развитии и подобрать методические приемы для их преодоления.
Учитель-дефектолог разрабатывает индивидуальные маршруты обучения, направленные на коррекцию выявленных нарушений. Организация и проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога проходит с учетом личностно-ориентированного обучения и психофизических возможностей детей.
Учитель-дефектолог ведет работу по следующим направлениям:
- общее коррекционное развитие
- развитие подвижности артикуляционного аппарата
- работа над связной речью
- постановка звуков
- устранение аграмматизмов в речи
- дыхательная гимнастика
- своевременное предупреждение различных нарушений устной и письменной речи у детей дошкольного возраста.
- развитие слухового внимания детей
- развитие мелкой моторики пальцев рук у детей
Развитие звуковой стороны речи в норме
Возраст ребенка
|
Звуки, появившиеся в речи
|
1 год - 1,5 года |
б, т, к, ч
|
1,5 года -2 года |
ф, в, ть, дь, нь, ль, чь, х
|
2 года - 2 года 6 месяцев |
сь, зь, нь, бь, мь, т, д, н
|
2 года 7 мес. - 3 года 5 мес.
|
фь, вь, с, з, хь, л |
3,5 года - 3 года 8 мес. |
ч, щ
|
4 года - 4 года 6 мес. |
ш, ж
|
4года 6 мес – 5-6 лет |
рь, р
|
Развитие детской речи от 2 до 6 лет в норме
2 года 6 месяцев
Происходит быстрое увеличение словарного запаса. Адекватно использует местоимения: я, ты, мне. Использует предложения из 2-4 слов. Сложные бессоюзные предложения. Повторяет две цифры "один", "два" в правильной последовательности, имеет представление о числе "один". Употребляем уменьшительно-ласкательные формы слов. Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а потом и без нее)
3 года
Словарный запас 500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов.Называет свое имя, пол, возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа: Положи кубик под чашку, положи кубик в коробку. Часто задает Вам вопросы. Говоря, рассказывает, свои впечатления, мысли. Договаривает звуки, слоги, слова при чтении. Называет цвета, форму предметов.Понимает сложноподчиненные предложения типа: "Когда мы придем домой, я буду...". Понимает вопросы типа: "Что у тебя в руках?". Слушает объяснения "как" и "почему". Выполняет двухступенчатую инструкцию типа: "Сначала вымоем руки, затем будем обедать". Понимает значение простых предлогов и множественного числа.
3-4 года
Владеет словарем примерно 1500 слов. Начинает употреблять сложные предложения. Говорит предложениями из 4-5 слов. Задает много вопросов, использует слова «Кто?» и «Почему?» Использует выражения типа: «я думаю, что....», «я надеюсь, что....» Правильно употребляет глаголы в прошедшем времени. Понимает сложноподчиненные предложения, значения предлогов вне конкретной привычной ситуации. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет просьбы и команды, даже если нужный предмет не находится в поле зрения.
4-5 лет
Обладает словарным запасом около 3000 слов. Знает свой адрес. Пользуется предложениями из 5-6 слов. Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными. Умеет пересказать. Правильно произносит практически все звуки. Определяет право-лево у себя, но не у других. Знает простые антонимы (большой - маленький, твердый - мягкий). Пользуется прошедшим, настоящим и будущим временем. Считает до 10. Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны.Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, рядом, к и т.п. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа: Картина была нарисована Машей.
6 лет
Обладает словарем около 4000 слов. Все звуки произносит правильно. Пользуется сложными предложениями. Употребляет все части речи. Использует абстрактные и отвлеченные понятия.Различает и дифференцирует звуки речи на слух и в произношении. Может пересказать события прошедшего дня, рассказа, мультфильма. Умеет рассказывать и пересказывать, пытается выразить свое отношение к рассказываемому.